16
июня

Развитие у детей эмоционального восприятия сказок


загрузка...

Развитие у детей эмоционального восприятия сказок


Воздействие произведения искусства тем сильнее, чем острее пережил ребенок события сказки, чем больше были захвачены его воображение, чувства.

Не все дети одинаково эмоционально воспринимают сказки. Развивать эту способность помогает пример товарищей, чутко улавливающих переживания персонажей и умеющих взволнованно передать свои суждения, догадки о поведении персонажей сказки, о чувствах, которые руководят ими, о своей оценке услышанного. Отзывы товарищей, их взволнованность помогут многое уяснить и, кто не так полно почувствовал драматизм происходящего, для кого не так сна взаимосвязь событий. При следующем слушании сказки они больше вникнут в сказочные ситуации.

Попытки растолковать, объяснить наше понимание моральной направленности сказки могут разрушить обаяние художественного произведения, эмоциональный настрой, лишить ребенка возможности творчески, субъективно пережить, прочувствовать его.

Раскроется по-настоящему для ребенка сказка лишь тогда, когда он сам, с позиций собственного опыта, пройдет весь путь от смутных, неясных впечатлений до полного понимания происходящего, когда сказка взволнует его самого.

Говоря о великом значении книг для воспитания ребенка, В. Г. Белинский не уставал напоминать: «Нравственность тут должна быть главным предметом, но о ней отнюдь не должно упоминать, отнюдь никаких наставлений и поучений: она должна быть не в словах, а в деле, и переходить в детей не как понятие, а как чувство».

Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. В хрестоматию помещено много очень различных по своей направленности сказок: здесь и героика, и юмор. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о чувствах, которые испытывают герои сказок, о трудностях, которые приходится преодолевать им; рассматривание иллюстраций, игры в сказки—все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Восприятие произведений подлинной поэзии делает ребенка еще более чутким к человеческой речи, развивает его воображение, значение каждого слова становится особенно весомым. «Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов. Без сжатости нет художественности. Поэзия тем и отличается от прозы, что берет лишь самые существенные черты, и берет их так удачно, что они во всей полноте рисуются перед воображением читателя с двух, с трех слов гениального писателя»1, — подчеркивал Н. Г. Чернышевский.

В разделе «Произведения русских поэтов» подобраны стихотворения больших мастеров художественного слова. Разнообразны здесь поэтические образы, рифмы, ритмы. Широко пользуясь выразительностью, звучностью русского языка, поэты рисуют лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы.

Запоминаются надолго сказочные образы А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока. Стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью. Строчки: «Осенью расплакались тонкие былинки, лапки наступают на мокрые листочки... Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен, страшно в лапы волку серому попасть...» — пробуждают у детей жалость, стремление защитить, не дать в обиду зайку. После повторных прочитываний стихотворения обычно возникает игра. Дети «гонят» «волка», «кормят капусткой зайку».

В стихотворениях Бунина возникают картины то молодого весеннего леса, то ясного летнего утра, умеет он заставить почувствовать пронизывающий осенний холод. В строчках К. Бальмонта: «Речонка дышала, шурша в тростнике...»—звучат и шорох тростника, и шелест волны. Картину грозы воспроизводит само звучание строк Ф. Тютчева: «...первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. Гремят раскаты...». Как сказочную борьбу между силами добра и зла, рисует он приход весны.

Помочь детям почувствовать поэтические картины, поэтические образы, дать им вслушаться в музыку строк, передать лиризм их, научить радости встречи с подлинной поэзией — задача немалая.

Взрослым очень важно предварительно самим разобраться в средствах выразительности, используемых поэтом, почувствовать особенности звучания стиха, чтобы суметь передать это детям. Мир красок и звуков окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать, тянуться к подлинной красоте — значит сделать его более богатым, более счастливым.

Значение яркого, образного языка художественных произведений в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера переоценить трудно. Наиболее сильно воздействие поэтического образного слова, звучащего в момент непосредственных восприятий природных явлений. Строчки: «Мчатся тучи, вьются тучи...», прочитанные в зимний непогожий вечер, когда по небу летят вереницы туч и луна то бледным пятном мелькнет среди поредевших туч, то снова скроется в них, на всю жизнь запомнятся детям.

загрузка...